2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом Закон о судоустройстве и статусе судей. За закон проголосовал 281 народный депутат. Документ должен быть подписан Президентом.
Согласно Закону, (проект №4734 "О судоустройстве и статусе судей") теряет силу действующий Закон о судоустройстве.
Система
Высшим судом в системе судоустройства является Верховный Суд. Систему судоустройства составляют местные, апелляционные суды и Верховный Суд. Для рассмотрения отдельных категорий дел, в соответствии с настоящим Законом, в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды. В частности, высшими специализированными судами являются:
1) Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
2) Высший антикоррупционный суд.
Верховный Суд - самый высокий суд в системе судоустройства Украины, в состав которого входят судьи в количестве не более двухсот. В составе Верховного Суда действуют:
1) Большая Палата Верховного Суда;
2) Кассационный административный суд;
3) Кассационный суд;
4) Кассационный уголовный суд;
5) Кассационный гражданский суд.
Заметим, районные, межрайонные, районные в городах, городские, районные суды продолжают осуществлять свои полномочия до образования и начала деятельности местного окружного суда, юрисдикция которого распространяется на соответствующую территорию.
В течение шести месяцев со дня вступления в силу документа образуется Верховный Суд в порядке и в составе, которые определены этим проектом. Верховный Суд создается на материально-технической базе ВСУ, Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда, Высшего административного суда.
Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд образуются и проведение конкурса на должности судей в этих судах должно быть объявлено в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Судьи
На должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентен, порядочен и владеет государственным языком.
Полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет до вступления в силу новмы законом о судоустройстве, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Судьи, полномочия которых прекратились в связи с истечением этого срока, могут быть назначены на должность судьи после подтверждения их соответствия занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этики или добропорядочности по результатам квалификационного оценивания.
Размер должностного оклада судьи собираются установить в следующих размерах:
1) с 1 января 2017:
а) для судьи местного суда - 15 минимальных заработных плат;
б) для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда - 25 минимальных заработных плат;
в) для судьи Верховного Суда - 75 минимальных заработных плат;
2) с 1 января 2018 года:
а) для судьи местного суда - 20 минимальных заработных плат;
б) для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда - 30 минимальных заработных плат;
3) с 1 января 2019:
а) для судьи местного суда - 25 минимальных заработных плат;
б) для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда - 40 минимальных заработных плат;
4) с 1 января 2020:
а) для судьи местного суда - 30 минимальных заработных плат;
б) для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда - 50 минимальных заработных плат.
Судья является неприкосновенным. Без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
Судья, задержанный по подозрению в совершении деяния, за которое установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобожден после выяснения его личности, за исключением:
1) если Высшим советом правосудия дано согласие на задержание судьи в связи с таким действием;
2) задержание судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, если такое задержание является необходимым для предупреждения совершения преступления, предотвращения или предупреждения последствий преступления или обеспечения сохранности доказательств этого преступления.
Кроме того, проектом предусматривается проведение мониторинга образа жизни судьи, а также представления им ежегодно до 1 февраля декларации порядочности и декларации родственных связей.
Также согласно проекту предусмотрено создание Общественного совета порядочности, который создается с целью содействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и порядочности для целей квалификационного оценивания.