Вячеслав Хрипун, «Судебно-юридическая газета»
15 августа 2016 года, впервые в истории Украины, начала работать система электронного декларирования доходов, расходов и имущества высших государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судей.
Если раньше все декларации приходилось заполнять от руки, то теперь их нужно будет заполнять в электронном виде в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, который будет находиться на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).
За внесение недостоверных данных об имуществе и доходах или их сокрытие предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
По замыслу разработчиков, система электронного декларирования позволит правоохранительным органам более эффективно бороться с коррупцией, поскольку теперь они смогут быстро выявлять несоответствие между указанными данными и реальным уровнем жизни чиновников, народных депутатов и судей.
Ключевым сейчас является вопрос, когда и как заработает реестр электронных деклараций.
Утром, 18 августа, во время рабочей встречи у президента было решено, что Госслужба спецсвязи должна самостоятельно доработать первые три модуля реестра и сделать для него КСЗИ, после чего выдать сертификат соответствия на свою же работу. ООО «Миранда» фактически отстранена от дальнейших работ.
Все работы должны быть завершены к 31 августа, после чего реестр деклараций должен заработать в полноценном режиме. С 1 сентября начнется отсчет 60 дней, в течение которых чиновники, народные депутаты, судьи и прокуроры должны сдать свои декларации в электронном виде. Однако, глава Госслужбы связи Леонид Евдоченко в комментарии «Судебно-юридической газете» отказался гарантировать выполнение всех работ в отведенный срок, отметив, что многое будет зависеть от того, как быстро ООО «Миранда» передаст службе все необходимые данные.
Сейчас в реестре находятся декларации 72 человек — чиновников и прокуроров среднего звена. По последним данным, НАПК склоняется к тому, что декларации нужно будет подать заново после сертификации реестра, чтобы не возникало претензий к их юридической силе. На этом же настаивает и Министерство юстиции.
Но сможет ли в действительности с 31 августа заработать реестр — большой вопрос. В Госслужбе спецсвязи говорят об этом осторожно и отмечают, что для начала они должны получить все необходимые исходные данные от разработчика. Кроме этого, не решен вопрос с собственными серверами НАПК, поэтому вопрос хранения и безопасности данных пока остается открытым. Наталья Корчак уже заявила, что НАПК обратится в Кабинет Министров, чтобы агентству выделили деньги из резерва на приобретение серверов. Однако, когда это будет сделано, не может сказать никто.
Что происходит вокруг реестра электронных деклараций, когда состоится его запуск и как это отразится на судьях, читайте в статье «Декларации взяли фальстарт»./r/n Источник - http://sud.ua/