Виктория Никитина,
«Судебно-юридическая газета»
На сайте Верховного Суда в разделе «Международные стандарты в сфере судопроизводства», в рубрике «Обзор прецедентного права Европейского суда по правам человека», размещен информационно-тематический листок Европейского суда по правам человека по его решениям относительно права заключенных на охрану здоровья.
Информационно-тематический листок содержит ссылки на решения Европейского суда по правам человека до октября 2011 года, которые стали признанными прецедентами в применении ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в делах, касающихся права заключенных на охрану здоровья, в частности, содержания под стражей лиц пожилого возраста, обращения с инвалидами и наркотически зависимыми заключенными.
Так, в деле «Renolde против Франции» от 16.10.2008 года (заявление №5608/05), в 2000 году, Жозелито Рёнольд, обвинявшийся в истязании своей бывшей сожительницы и их общей дочери, совершил самоубийство, находясь в предварительном заключении. За несколько недель до этого он уже пытался покончить с собой. Ему был поставлен диагноз «острый приступ помешательства».
Было установлено, что в прошлом он имел психиатрические проблемы. Заявителю прописали антипсихотическое лечение. Препараты ему выдавались два раза в неделю. Принимать их он мог без постороннего наблюдения. Через несколько дней после попытки самоубийства заявитель совершил нападение на надзирателя.
Дисциплинарная комиссия назначила ему наказание в виде 45 суток штрафного изолятора.
Суд нашел нарушение ст. 2 (право на жизнь). Несмотря на попытку самоубийства и диагноз, свидетельствовавший о наличии у заявителя психических расстройств, вопрос о его переводе в психиатрическое учреждение никогда не поднимался. Кроме этого, по мнению экспертов, неудовлетворительная организация процесса лечения заявителя могла способствовать тому, что он совершил самоубийство, находясь в состоянии помешательства. Суд пришел к выводу, что отсутствие ежедневного наблюдения за тем, как заявитель принимает препараты, отчасти послужило причиной смерти последнего.
Суд единогласно постановил, что имело место нарушение ст. 3. Суд был поражен тем фактом, что на заявителя было наложено максимально строгое дисциплинарное наказание, которое предусматривало запрет на все посещения и на любые контакты с другими заключенными. Психическое состояние заявителя учтено не было.
Суд подчеркнул, что заключенные, страдающие серьезными психическими расстройствами и склонные к самоубийству, подлежат особому обращению, соответствующему их состоянию.
Рассмотрев дело заявителя «Kudla против Польши» от 26.10.2000 года (заявление №30210/96), Евросуд не нашел нарушения прав человека и основных свобод.
Так, Анджей Кудла провел в предварительном заключении почти четыре года. За это время он дважды пытался совершить самоубийство. Он также страдал хронической депрессией. Ссылаясь на ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоїнство обращения), он жаловался на отсутствие в исправительном учреждении надлежащего психиатрического лечения.
Суд решил, что попытки заявителя совершить самоубийства не могут быть связаны с какой-либо очевидной халатностью со стороны администрации исправительного учреждения. Было установлено, что г-н Кудла осматривался врачами-специалистами и регулярно получал психиатрическую помощь.
Суд не нашел нарушения ст. 3, но подчеркнул, что в соответствии с этой нормой государства обязаны сделать все, чтобы находящиеся под стражей лица не испытывали лишений, превышающих по своему объему тот уровень неудобств, который неизбежно сопутствует любому лишению свободы. Власти должны надлежащим образом следить за здоровьем и благополучием заключенных, оказывая им всю требующуюся медицинскую помощь./r/n Источник - http://sud.ua/