flag Судова влада України
Увага! Суд не здійснює правосуддя. Підсудність змінено на Херсонський міський суд Херсонської області

Через админсуды народ контролирует органы власти, — зампредседателя Высшего админсуда М. Смокович

07 вересня 2016, 13:47
Яна Собко, «Судебно-юридическая газета»   Судебная реформа во многих аспектах идет в разрез с ожиданиями самих служителей Фемиды. Так, опыт многих стран свидетельствует, что система административных судов может оперативно реагировать и эффективно решать споры, которые возникают в сфере публично-правовых отношений. Однако, авторы реформы не прислушались к мнению владельцев мантии и автономию для административной юстиции в Украине не предусмотрели.   Еще в 2015 году, сразу после переизбрания на должность председателя Высшего административного суда Украины, Александр Нечитайло сделал заявление, которое было воспринято в юридической среде неоднозначно — что его первоочередной задачей на должности председателя должна стать работа над созданием Верховного административного суда. Тогда он отмечал, что этот суд должен возглавить 3-уровневую систему административных судов, которая заменила бы 4-уровневую во главе с Верховным Судом. Другими словами, Александр Нечитайло выступал за полную автономию административных судов. По его словам, это европейская практика, которой нужно придерживаться и Украине, поскольку она послужит демократическим фундаментом для обеспечения независимости судебной ветви власти. Сторонником этой идеи был не только председатель ВАСУ, но и чуть ли не все судьи административных судов, которые в один голос заявляли, что система административных судов должна быть максимально независима от остальных ветвей власти и других судебных институций. Ведь не секрет, что сегодня далеко не редкость ситуации, когда во время рассмотрения судами административной юрисдикции политических дел на суды совершается давление. Тем более, Венецианская комиссия также об этом упоминала. «Согласно выводу Венецианской комиссии, административная юстиция является важным достоянием. Она должна и вынуждена существовать отдельно от других юрисдикций. Согласно выписке из решения Европейского суда по правам человека в деле «Кресс против Франции», сам факт создания и деятельности административных судов является свидетельством демократичности государства», — отмечала по этому поводу судья Высшего административного суда Украины, вице-президент ВОО «Ассоциация административных судей» Наталья Блаживская. Мечты о независимости админюстиции окончательно развеялись с принятием новой судебной реформы. Теперь об автономии административных судов не может быть и речи. Но все же, как отмечают судьи, повод для радости есть. «Для административных судов очень важным является то, что в ст. 125 Конституции Украины закреплено, что в Украине с целью защиты прав, свобод и интересов человека в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды (другие юрисдикции в Конституции не упомянуты). Это важный шаг государства и Верховной Рады, потому что именно через административные суды украинский народ будет контролировать органы государственной власти в стране», — отметил заместитель председателя Высшего административного суда Михаил Смокович. Как известно, после 30 сентября начнется процедура формирования Верховного Суда. ВАСУ по законодательству должен быть ликвидирован с того момента, как заработает и начнет вершить правосудие ВС. В структуру Верховного Суда войдет и Кассационный административный суд, который будет исполнять функции ныне действующего ВАСУ. Однако, как отмечают эксперты, новым законом не предусмотрен такой важнейший момент, как то, каким образом будет осуществляться передача дел из ВХСУ, ВАСУ и ВССУ в новосозданный Верховный Суд. Какие изменения ожидают административные суды со вступлением в силу нового Закона «О судоустройстве и статусе судей» и как обстоят дела с внесением изменений в КАСУ, читайте в статье «Административная юстиция: между строк»./r/n Источник - http://sud.ua/