flag Судова влада України
Увага! Суд не здійснює правосуддя. Підсудність змінено на Херсонський міський суд Херсонської області

Верховный Суд сделал вывод об истребовании земли из чужого незаконного владения

19 вересня 2016, 13:47
Виктория Никитина,  «Судебно-юридическая газета»   Верховный Суд Украины пришел к выводу, что в соответствии с ч. 2 ст. 152 ЗК собственник земельного участка или землепользователь может требовать устранения всяких нарушений его прав на землю, даже если эти нарушения не связаны с лишением права владения земельным участком, и возмещения причиненных убытков. Об этом идет речь в Постановлении Судебной палаты в гражданских делах ВСУ от 29 июня 2016 года №6-1376ц16. Так, в соответствии со ст. 387 ГК собственник вправе истребовать свое имущество от лица, незаконно, без соответствующего правового основания завладевшего им. Ст. 330 ГК установлено, что в случае, если имущество отчуждено лицом, не имевшим на это права, то добросовестный приобретатель приобретает право собственности на него, если в соответствии со ст. 388 ГК имущество не может быть истребовано у него. Ст. 396 ГК установлено, что лицо, имеющее вещное право на чужое имущество, имеет право на защиту этого права в соответствии с положениями главы 29 ГК, в т.ч. и на истребование этого имущества от добросовестного приобретателя. К спорным правоотношениям об истребовании земельных участков из владения получателей и возврата их в собственность государства подлежит применению статья Первого Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Первый протокол, Конвенция), согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не ограничивают права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов. Согласно установившейся практики ЕСПЧ (среди многих других — решение ЕСПЧ по делам «Спорронг и Леннрот против Швеции» от 23 сентября 1982 года, «Джеймс и другие против Соединенного Королевства» от 21 февраля 1986 года, «Щекин против Украины» от 14 октября 2010 года, «Серков против Украины» от 7 июля 2011 года, «Бывший король Греции и другие против Греции» от 23 ноября 2000 года, «Булвес» АД против Болгарии» от 22 января 2009 года, «Трегубенко против Украины» от 2 ноября 2004 года, «East / West Alliance Limited» против Украины» от 23 января 2014 года), наработаны три критерия, которые следует оценивать на предмет совместимости меры вмешательства в право человека на мирное владение имуществом с гарантиями ст. 1 Протокола, а именно: - является ли вмешательство законным; - преследует ли оно «общественный», «публичный» интерес; - является ли такая мера (вмешательство в право на мирное владение имуществом) пропорциональной определенным целям. ЕСПЧ констатирует нарушение ст. 1 Протокола, если хотя бы один из критериев не будет соблюден. Принятие решения о передаче в частную собственность земли государственной или коммунальной собственности лишает украинский народ в целом (ст. 13 Конституции) или конкретную территориальную общину правомочий собственника земли в том объеме, который позволяет ее статус как земли соответственно государственной или коммунальной собственности. В этом контексте в сфере земельных правоотношений важную роль играет конституционный принцип законности приобретения и реализации права собственности на землю в сочетании с соблюдением принципов правового порядка в Украине, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статьи 14, 19 Конституции). Итак, правоотношения, связанные с выбытием земель из государственной или коммунальной собственности, составляют «общественный», «публичный» интерес, а незаконность (если будет установлена) решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, на основании которого земельный участок выбыл из государственной или коммунальной собственности, такому общественному интересу не отвечает. Ст. 1 Протокола гарантирует защиту права на мирное владение имуществом лица, которое законным путем, добросовестно приобрело имущество в собственность, и для оценки соблюдения «справедливого баланса» в вопросах лишения имущества имеют значение обстоятельства, по которым имущество было приобретено в собственность, поведение лица, из собственности которого имущество истребуется. Согласно практике ЕСПЧ (например, решение от 8 июля 1986 года в деле «Литгоу и другие против Соединенного Королевства»), одним из элементов соблюдения принципа «пропорциональности» при вмешательстве в право человека на мирное владение имуществом является предоставление ему справедливой и обоснованной компенсации. Поэтому, покупатель, у которого изымается имущество, не лишен возможности ставить вопрос о возмещении причиненного ущерба на основании ст. 661 ГК, которая устанавливает, что в случае изъятия по решению суда товара у покупателя в пользу третьего лица по основаниям, возникшим до продажи товара, продавец должен возместить покупателю причиненные ему убытки, если покупатель не знал или не мог знать о наличии этих оснований. С полным текстом судебного решения можно ознакомиться по ссылке./r/n Источник - http://sud.ua/